Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Районная конференция школьников "Легенды моего села"

9 Апреля 2014

Районная конференция школьников "Легенды моего села"

Тема очередной районной конференции школьников, прошедшей в Ижемском историко-краеведческом музее, в этом году носила немного специфический характер. Она позволила соприкоснуться к мифическим образам, представленным в легендах, сказаниях, преданиях конкретного населенного пункта.

Свое участие в конференции подтвердили восемь образовательных учреждений района: районный Центр дополнительного творчества и семь школ, две из которых – Ижемская и Красноборская – представили сразу по две работы. Ребята из Краснобора, к примеру, рассказали о легендах и преданиях местечка Мишка Яг и купеческого дома Ивана Терентьева. Попытки разобрать дом, поведали юные исследователи, терпели неудачи: кто бы ни пытался это сделать, как на него или на его семью тут же обрушивались всякие напасти. Сказывают, что дом охраняет привидение женщины в черном. Его часто встречали в коридорах по ночам воспитанники школы-интерната. С ними женщина в черном не общалась, а с уборщицей однажды разговорилась. «Кто этот дом тронет – пропадет», - пригрозила она. Просьбу дом купца не разбирать, а беречь высказала жительнице села Краснобор А.П. Зубовой одна монахиня еще в 1975 году. До сих пор этот дом стоит в центре села, пугающе напоминая о каре.

Пугающие дома есть во многих селах и деревнях района. В Вертепе, к примеру, такому дому местное население дало имя Еджыд керка, в Варыше – Кузь Иван керка. В Кипиеве есть дом над Катыд шором. В этих постройках не проживает никто: и жизнь не складывается, и череда неприятностей подстерегает всюду. Юные исследователи рассказывали о домах с приведениями, о местах, считающихся недобрыми, - Ярепиян и Базыр креж, что в 8 км от Чаркабожа, Бӧрдан шор в Вертепе и других.

Христианская тематика была представлена в работах вертепских, сизябских, ижемских исследователей. Мария Канева, ученица 10 класса Ижемской школы, со своим научным руководителем Ольгой Николаевной Каневой изучила легенду постройки  Преображенской церкви в селе Ижма. По рассказу Татьяны Ильиничны Филипповой, жительницы Ижмы, которой об этом в свое время рассказала ее бабушка Анна Николаевна, церковь на берегу Ижмы была построена не случайно. На то место причалил плот с иконой Преображения Господня, спущенный на воду мохченцами.  А предыстория его такова.

- Жители деревни Гам увидели плывущий по заводи р. Ижма плот, который впоследствии причалил к берегу близ местечка Нлынь в Гаме, - рассказывала Мария. - На этом плоту что-то лежало. Когда мужики подошли поближе, они увидели икону Преображения Господня. Гамские жители посчитали это неким знаком свыше и недалеко от речки в местечке Нлынь построили часовню. Через несколько лет случился пожар, и часовня сгорела.

Однако икона чудным образом не пострадала. Сельчане решили, что икона должна продолжить свой путь, и на плоту отправили вниз по заводи. Но, проплыв возле села Мохча, икона вновь причалила к берегу в том месте, где в заводь впадает ручей. Мохченцы, последовав примеру гамских, также решили построить часовню. Она, как ни странно, снова подверглась огню. Но и это событие никак не повлияло на святую вещь: она осталась цела. Люди подумали, что и на этот раз икону надо отправить по его первоначальному маршруту. И здесь произошло необъяснимое. Плот на месте впадения заводи в реку поплыл против течения и причалил к берегу села Ижма. Конечно же, и для ижемцев это явилось божьим знаком. Предприимчивые жители Ижмы решили не испытывать судьбу. Они сразу же стали думать о постройке новой церкви, но не деревянной, а такой, чтобы ни одна стихия не могла ее разрушить. И решено было построить каменный храм, который стоит и по нынешнее время. А название этому храму дала та самая икона Преображения Господня.

Вокруг ижемского храма ходят и другие легенды. Анастасия Лодыгина, воспитанница Ижемского РЦДТ, и её научный руководитель Елена Алексеевна Хозяинова в качестве субъекта своего исследования взяли подземные ходы, которые должны связывать весь ансамбль церковного комплекса. Со слов информантов они выяснили, что ходы все же существовали.

- Возможно, подземелья и не были бы тайной, если бы имелись документы, подтверждающее их существование и планы расположения. Однако таких документов нет, - заметила юная докладчица. – Секретами подземелий владели немногие. Эти секреты передавались исключительно из уст в уста. В результате до наших дней дошли лишь легенды и догадки, некоторые находят реальные подтверждения.

Исследователи намерены найти колодцы, места входов и выходов из подземных тоннелей и изучить их.

Масштаб, который определили для себя юные краеведы, удивляет размахом. Их работы вызывают серьезный интерес среди тех, кто краеведением занимается профессионально. К примеру, краевед Надежда Митюшева из Сыктывкара, принявшая участие в работе конференции, назвала мероприятие потрясающим, а совместные работы школьников и их научных руководителей - уникальными. Материал, наработанный в ходе исследовательских работ, мог бы, отметила она, послужить основой для профессиональной деятельности музыкантов, поэтов и певцов. Тандзе Марья, о которой рассказывала гамская школьница Диана Семяшкина, – личность легендарная. Её занятие целительством вполне могло бы послужить темой для их творчества. Либо история о Тисо Ване – предсказателе-«тдысе» из села Кипиево. О нем стало известно из выступления Виктории Истоминой, ученицы 10 класса Кипиевской школы. Тисо Вань был грамотным, умел читать. Имелась у него большая толстая книга в кожаном переплете - «Писанье». Он, поглядывая в неё, рассказывал детям, что придет время, когда все небо завесят металлическими сетями (вероятно, имеются в виду электропровода); будут летать птицы с железными клювами, по реке будут плавать лодки с железными носами (вероятно, самолеты и катера); одежда будет шуршать и светиться (вероятно, болоньевая одежда); родство не будут знать: брат с сестрой станут творить детей; войны не будет, а народ умирать будет; полки магазинов будут ломиться от еды, а есть будет некому; земля-Матушка перевернется, и по краям останутся единицы людей; будут искать воду, а не золото; последние деньги будут из кожи.

Сложная задача предстояла жюри: выбрать лучшие три работы. Но определили четыре: второе место поделили между собой коллективная работа учащихся 8 и 9 классов Сизябской школы под научным руководством Нины Ивановны Истоминой и Светланы Серафимовны Рочевой и коллективная работа учащихся Бакуринской школы под руководством Натальи Валерьевны Кожевиной. Третье место присуждено учащимся 7 класса Вертепской школы Анне Рочевой и Марии Сметаниной и их научному руководителю Светлане Леонидовне Рочевой. Первое - Марии Каневой и Ольге Николаевне Каневой за легенду об иконе Преображения Господня.

Елена Артеева,

член жюри.


Возврат к списку