Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Терентьев Степан Мартынович

Терентьев Степан Мартынович

Терентьев Степан Мартынович

Место рождения: д. Бакур

Годы жизни: 10.11.1913-02.01.1987

После окончания Бакуринской школы поступил в Ижемский зооветтехникум, окончил его в 1934 г. С 1935 по 1939 гг. служил в армии. После демобилизации был назначен участковым зоотехником оленеводства Вангурейского прохода.

Место призыва: Ижемский РВК, 12.1941 г. Сержант. Место службы 14 армия. Демобилизован в октябре 1945 г. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Советского Заполярья» и другими медалями.

Из воспоминаний С.М. Терентьева: «В декабре 1941 года ушёл на войну. Сражался на Карельском фронте в частях 14 армии, которая вела боевые действия на побережье Баренцева моря, где голая, покрытая скалами, болотами и озёрами тундра с долгими полярными ночами, сильными морозами, свирепыми буранами. Единственным транспортным средством здесь оказывался северный олень.

Нас, троих зоотехников, Терентьева Александра Георгиевича, Артеева Михаила Николаевича и меня – из тундровых зооветучастков направили в Архангельск. По прибытии туда мы были назначены в формирующиеся олене-лыжные батальоны на должность ветеринарных врачей. Нам сообщили, что прибывают ездовые олени из Ненецкого национального округа, из Ижемского и Усть-Усинского районов Коми АССР. Из Бакуринского отделения колхоза «Комсомолец» было отобрано 500 лучших ездовых оленей. Формирование проходило недалеко от Архангельска. В каждом батальоне были созданы транспортные роты из прибывших с оленями пастухов и ездовых. В наш батальон попали ребята из Ижемского района: кипиевцы И.И. Чупров, Н.А. Рочев и П.Л. Хатанзейский, красноборец С.И. Семяшкин и мои односельчане - Зотий Фёдорович Канев и Максим Егорович Чупров. Бойцов, не умеющих управлять оленьими упряжками, пришлось обучать этому делу. После соответствующих учений погрузились в железнодорожные вагоны и направились в г. Мурманск. По пути следования оленей приучали питаться комбикормами в виде брикетов. У нас в батальоне было припасено и немного ягеля, который добавляли в корм. После недельного отдыха транспортная рота направилась ближе к передовой. Возле реки Ура наши батальоны заняли оборону. С помощью оленьего транспорта каждый батальон снабжался продуктами питания и боеприпасами.

В ноябре 1941 года в 14 армии было сформировано три армейских оленьих транспортных подразделения, в каждом из которых по 154 человека и 1015 оленей.

В конце апреля 1942 года мы начали подготовку к наступлению. Вначале авиация противника не обращала внимания на нас, во время продвижения не обстреливала. В начале мая оборона противника была прорвана. Но наступление вскоре приостановилось, а мне начальник ветеринарного отдела армии полковник Тульчинский приказал собрать истощённых и слабых оленей из батальонов в одно стадо и продвинуться в ближайший тыл, к реке Ура. Немного позже стали готовить транспортных оленей к весенне-летним выпасам и передвинулись к востоку от Мурманска на Кильгинские горы.

Особенно много досталось оленьтранспортным подразделениям осенью и зимой 1942-1943 годов. Осенью 1942-го года начали организовывать транспортные подразделения, которые потом придавались отдельным частям и подразделениям. Они обслуживали воинов: подвозили боеприпасы, продовольствие из Мурашей для своих частей. Самолёты противника теперь уже знали о них и, обнаружив транспорт, гонялись за ним. Приходилось двигаться только в ночное время. Наш первый отдельный армейский транспорт был в распоряжении штаба армии. На оленях ездили офицеры связи, а иногда и генералы. Едва стемнеет, десятки оленьих упряжек направлялись на передовую: везли орудия и миномёты, боеприпасы, колючую проволоку, продукты питания и тёплую одежду. Оттуда вывозили раненых и убитых бойцов. Старались до рассвета добраться до базы.

В декабре 1943 года меня назначили командиром оленьтранспортного взвода, принимал участие во многих боевых операциях.

В 1944 году, в середине лета, после восстановления упитанности оленей, мы начали их обучать передвигаться со вьюком. Вьючные сёдла были сделаны из оленьих шкур. И осенью во время наступления армии наши транспортники, навьючив на оленей патронные коробки и лёгкие мины, вместе с отдельным корпусом, левее основных сил, продвинулись в обход противника в направлении Лоустория, к никелевым рудникам. Наши впереди идущие транспортники доходили до норвежской границы. Там и кончились их военные действия. После их окончания на севере наши подразделения занимались транспортными работами. Легкораненых и сбитых вьючным седлом оленей после поправки сдали колхозам Ловозёрского и Краснощельского районов, но некоторое количество транспортных оленей ещё оставалось в воинских частях».

После войны дальнейшая трудовая деятельность Степана Мартыновича была связана с оленеводством. С декабря 1945 г. вернулся на прежнюю работу, в качестве заведующего Вангурейского зооветучастка тундры. В апреле 1948 г. перевели на работу в качестве зоотехника – заведующим оленьфермой Кипиевского колхоза «Путь Ленина», а с февраля 1952 г. – председателем колхоза имени Молотова. В феврале 1954 г. был направлен зоотехником по оленеводству в родной колхоз «Комсомолец». Через два с половиной года переведен в качестве отраслевого зоотехника по оленеводству Мохченской МТС, а ещё через два года – в райинспекцию по сельскому хозяйству зоотехником оленеводства. В 1963 г. избран заместителем председателя колхоза «Заветы Ильича» (объединение двух соседних колхозов: Бакуринского «Комсомолец» и Сизябского «Трактор»), где проработал 10 лет. Перед пенсией последние 4 года работал весовщиком Бакуринского отделения колхоза «Заветы Ильича». Труд Степана Мартыновича увенчан медалью «За трудовую доблесть», Малой и Большой серебряными медалями ВСХВ.


Возврат к списку