НОРИЦЫНЫ, пароходовладельцы.
Норицыны - из зырянского рода Семяшкиных, бывших когда-то бурлаками чердынцев Алиных. Основатель дела - Пэтер Норица - каким-то образом собрал денег на маленький пароход «Печору», , перевез судно на лошадях из Камы на Печору и повесил на свой дом огромную вывеску: «Пароходство Норицын и К°».
Ижемцем Семяшкиным Пэтер, по прозвищу Норица, оставаться расхотел, потому
выхлопотал себе паспорт на фамилию Норицына и выискал себе русскую жену.
Сын бывшего Семяшкина - Никонор Петрович Норицын уже числился в купцах
селения Лальского Вологодской губернии. Их дело продолжил Степан Никонорович Норицын, 1844-04.06.1899 г.г., ур. г.Лальска Вологодской губернии.
20 июня 1895 года было издано распоряжение царского правительства об устройстве на реке Печоре регулярного почтово-пассажирского пароходного сообщения, а также продолжения его от устья Печоры до Архангельска. На содержание пароходства между Архангельском и Печорой был заключен контракт с купцом А. М. Сибиряковым, а на содержание пароходства по реке Печоре - с
ижемским купцом Н.С. Норицыным.
К тому времени, как Норицыны породнились с исправником Рогачевым (Андрей Петрович Норицын женился на его дочери), печорские пароходовладельцы завезли с Камы еще два буксирных парохода: «Ижма» (Год постройки - 1896) и «Помощник» (Год постройки-1902, в советское время - «Георгий Иванов»).
Норицыным также принадлежали пароходы: «Доброжелатель». (Год постройки: 1896), после покупки в 1911 году у Норицына Черных» - «Александр», после 1917 года – «Советская Республика», «Печора», сгоревший в 1908 г. и т.д.
В 1913 г.пароходовладелец Норицын не выдержал конкуренции и продал свои пароходы.
Особняк Норицыных до сих пор украшает Ижму. Ныне в этом здании располагается Управление образования.
По материалам Интернета, книге Л.Н.Смоленцева «Печорские дали»,С.1979 , стр. 70