Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Мича ижемка

Мича ижемка

В музее представлена выставка «Мича Ижемка», показывающая женщин в ижемском костюме.

Центральное место в экспозиции занимают портреты и фотоснимки местных жительниц в традиционном наряде. Скромные, сдержанные, наделенные внутренним достоинством ижемки взирают на нас с картин. Здесь и труженица тундры в малице (глухой верхней одежде мехом внутрь), и усердно шьющая пимы «бабе» в традиционном сарафанном комплексе, и прекрасные ижемки в бесценных репсовых платках. В былые времена репсовые шали, привозимые купцами из Ирана, Индии и Пакистана, занимали особое место в жизни женщин. Затаённые обиды, скрытые от всех слёзы знал только платок – в укромном уголке шёпотом перечисляла женщина свои горести, прикрывая рот уголками платка, этими же уголками вытирала она глаза, застланные слезой-тоской. А когда наступал праздник, и собиралась на гулянье, она вынимала из заветной укладки свои лучшие платки и, долго любуясь, перебирала их. Тогда женщина чувствовала себя владелицей заветного клада.

Часть работ на выставке выполнена неустановленными художниками. Автором других картин является небезызвестный в Коми живописец Митюшев Пантелеймон Михайлович (22.07.1914 – 1994 гг.). Будущий художник родился в селе Визинга Усть-Сысольского уезда. В 1933-1935 гг. учился в Киевском художественном училище, затем – в Киевском государственном художественном институте (1936-1941 гг). В 1930-е гг. принимал участие в оформлении книг Коми государственного издательства, оформлял первые спектакли драматического театра. Воевал на фронтах Великой Отечественной войны.

По возвращении в Сыктывкар Пантелеймон Михайлович стал художником-живописцем Товарищества художников Коми АССР (с 1953 Коми отделения Художественного фонда РСФСР). Одним из первых в Коми республике начал работать в жанре сюжетно-тематической картины. Автор работ, отражающих историко-революционную тематику, Лениниану, освоение Севера. Известен и как создатель портретов: стахановцев, героев гражданской и Великой Отечественной войн, представителей творческой интеллигенции.

Среди наиболее значительных произведений: «Строительство Печорской железной дороги» (1948), «Ленин в Разливе» (1953), «Портрет коми поэта С.А. Попова» (1957), «В родные края» (1957), «Портрет телятницы колхоза «Комсомолец» Ануфриевой А.Н.» (1959) и др. Участник республиканских художественных выставок с 1946 года. Из под кисти Пантелеймона Михайловича вышли замечательные картины ижемских женщин, передающие не только детали традиционного костюма, но и все благородство, душевную чистоту коми-ижемок.
 



Возврат к списку